СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова:
school education; teaching staff; reform; new stage of development; innovation; international connections; quality, школьное образование; учительские кадры; реформа; новый этап развития; инновация; международные связи; качество.Аннотация
Автор статьи исследовал инновационные аспекты реформирования
школьного образования в условиях нового этапа развития Республики Узбекистан.
В статье подчеркнута роль школьного образования в успешном осуществлении де-
мократических реформ и развития гражданского общества. Автор статьи сделал
попытку раскрыть миссии школьного образования в обществе, задачи средних школ,
1-Ш¡ЪБА 1-СЕКЦИЯ 1-SECTION 494
ВВЕДЕНИЕ
Целью настоящего исследования явля-
ется изучение процесса совершенствова-
ния среднего образования в период нового
этапа развития страны. В современном
этапе формирования гражданского об-
щества, «проблемы школы мы должны
рассматривать как первоочередные.
Школа – это не только место обучения,
она призвана стать для всех нас очагом
высокой духовности, где подрастающее
поколение с детства обучается основам
наук и азам профессии». [Выступление
Президента Республики Узбекистан Шавка-
та Мирзиёева на торжественном собрании
посвященном Дню учителей и наставников,
30.09.20, С. 2] В условиях развития граж-
данского общества, реформа образования
вышла на приоритетное место в развития
Узбекистана. «Особое значение придается
развитию системы общеобразовательных
школ. Подтверждением является и то, что
за последние два года в республике постро-
ено 238 новых школ». [Шавкат Мирзиёев.
Праздничное поздравление учителям и
наставникам Узбекистана, 28.09.19, С. 2]
После утверждения Стратегии действий
дальнейшего социально-экономического
развития Республики Узбекистан принято
более 100 указов, постановлений и распо-
ряжений Президента Республики Узбекис-
тан, направленных на улучшение системы
образования. В том числе программа по
реформированию системы дошкольного
образования, пересмотр школьной систе-
мы, принятие концепции с целью совер-
шенствования школьного образования.
Реформирование школьного образования
в период нового этапа развития началась с
пересмотром системы дошкольного образо-
вания. Создано специальное Министерство
дошкольного образования. Развивается
число частных детских дошкольных уч-
реждений. Однако, здесь имеются недос-
татки в обеспеченности педагогов детских
садов. Анализ показывает, что 116 тысяч
работающих педагогов в детских садах,
из них только 34 тысяч имеют высшие
образование. В период демократических
реформ охват детей дошкольными обра-
зовательными учреждениями составляет
60%, принимаются меры по достижению
настоящего показателя в 2021 году до 65 %.
В результате принятых мер «охват дошколь-
ным образованием в 2021 году составит до
65%, а к концу 2023 года-до 75%. Также за
счет выделения из бюджета 600 миллиардов
сумов субсидий будут созданы 2 тысячи не-
государственных детских садов, доля част-
ного сектора в данной сфере возрастет до
25 процентов.» [Послание Президента Рес-
публики Узбекистан Шавката Мирзиёева
Олий Мажлису, 29.12.20, С. 2].
В период углубления рыночной эко-
номики, когда конкуренция охватила все
сферы социально-эконмического развития,
подготовка человека через образование
становиться одним из возможных вариан-
тов повышения его интеллектуального и
в воспитании подрастающего поколения и значение деятельности учительских
кадров в процессе модернизации школьного образования. Формирование частных
школ и увеличение числа специализированных школ, где отдельные предметы изуча-
ются по углубленной программе стало формой инновационного подхода в процессе
совершенствования школьного образования и обучение детей. Стратегия действий
является методологичекой основой дальнейшего развития школьного образования
в стране.
Библиографические ссылки
Указ Президента Республики Узбекистан
«О Стратегии действий по дальнейшему раз-
витию Республики Узбекистан» от 7 февраля
года. Национальная база данных законо-
дательства, 31.07.2018 г., № 06/18/5483/1594)
Выступление Президента Республики
Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжес-
твенном собрании посвященном Дню учи-
телей и наставников.https://uza.uz/ru/posts/
vystuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistanshavkata-
mirziye-30-09-2020
Выступление Президента Республики Уз-
бекистан Шавката Мирзиёева перед депута-
тами местных кенгашов Кашкадариньской об-
ласти, представителей министерств и учреж-
дений. https://kun.uz/news/2020/11/13/shavkatmirziyoyev-
qashqadaryo-ozining-salohiyatigamos-
yashamayapti-mamlakatimizning-kopginahududlaridan-
ancha-orqada
Выступление Президента Республики
Узбекистан Шавката Мирзиёева на форуме
молодежи Узбекистана от 26 декабря 2020
года.
Внесены изменения в устав приема учени-
ков в специализированные школы. https: un.uz/
news/2020/12/17/ixtisoslashtirilgan-umumtalimmuassasalariga-
oquvchilarni-qabul-qilishtartibiga-
ozgarishlar-kiritildi.
В Узбекистане действует 140 част-
ные школы. https://kun.uz/news/2020/11/17/
ozbekistonda-140ta-xususiy-maktab-faoliyatyuritmoqda-
vazirlik
В Узбекистане только 29% работающие
педагоги в детских садах имеют высшие обра-
зование. https://kun.uz/news/2021/01/08/bogchapedagoglarining-
qanchasi-oliy-malumotli-ekanimalum-
qilindi.
В общеобразовательных школах вводится
должность новая должность.
https://kun.uz/news/2020/12/22/umumtalimmuassasalarida-
yangi-lavozim-joriy-etiladi
Гаппаров Б.Н., Жуланов И.О.Конститу-
ция Республики Узбекистан и Закон «Об обра-
зовании» - основы законодательства в области
педагогики. Общество. 2020. № 1 (16). с. 69-70.
Джамалова Д. Педагогико-воспитатель-
ные воззрения мыслителей востока. Проблемы
современной науки и образования. 2020. № 3
(148). С. 91-93.
Жураев Б.Т. Памятники Бухары - источ-
ник воспитания молодого поколения. Проблемы
современной науки и образования. 2020. № 11
(156). С. 61-64.
Ибрагимова Г.Н., Усманова М.З. Особен-
ности современной системы дошкольного об-
разования Республики Узбекистан. Управление
Хакимов Н.Х.
-Ш¡ЪБА 1-СЕКЦИЯ 1-SECTION 504
дошкольным образовательным учреждением.
№ 5. с. 16-21.
Иноятова Д. М. Межконфессиональная
толерантность в Узбекистане
Проблемы современной науки и образова-
ния. 2018. № 12 (132). С. 67-69.
Каххаров С. Проблемы военно-пат-
риотического воспитания в педагогике (на
примере республики Узбекистан и Российской
Федерации). В сборнике: историко-культурные
связи России и Узбекистана и перспективы
гуманитарного сотрудничества в современный
период. Сборник материалов международной
научной конференции. Сер. ««Евразийский пе-
рекресток»» 2018. С. 179-182.
Кадирова Х.А., Кадирова Н.А.Фор-
мирование национального взгляда у будущих
учителей (на основе народного фольклора).
Вестник науки и образования. 2020. № 5-2 (83).
С. 42-45.
Косымова М.Б. Цели и задачи деятель-
ности учителя в новых условиях развития
общества. В сборнике: . Collection of scientific
articles ХL International scientific and practical
conference. 2018. С. 70-72.
Как реформируют образование в Узбе-
кистане. 19 июня 2020. https://vestikavkaza.ru/
material/308539.
Министру народного образования на-
правлен сенаторский запрос.
https://news.mail.ru/politics/44941207/
Нагметова Н.М.Духовное развитие
учащихся в школах Узбекистана. Педагогика.
№ 4. С. 112-114.
Послание Президента Республики Узбе-
кистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от
декабря 2020 года.
Рахимов З.Т., Шоназаров З.У. Инноваци-
онная деятельность будущих преподавателей
и факторы ее формирования. Вестник науки.
Т. 1. № 1 (34). С. 14-18.
Рузиева Д.И. Влияние подготовки педа-
гогических кадров на прогрессивное развитие
Узбекистана. Научный результат. Педагогика
и психология образования. 2018. т. 4. № 1. с.
-21.
Система образования и воспитания: в
Узбекистане обсужден новый этап развития
https://e-cis.info/news/569/89138/
Седых Т.Т. Джаз и музыкальное образо-
вание подрастающего поколения Узбекистана.
Наука и образование сегодня. 2020. № 6-1 (53).
С. 85-86.
Талипова Н.Т. Инновационные образова-
тельные технологии в Узбекистане: проблемы
внедрения.В сборнике: Цифровая экономика –
образованию и науке Союзного государства
Беларуси и России. Сборник статей Меж-
дународной заочной научно-практической
конференции. Редколлегия: А.Б. Елисеев, И.А.
Маньковский (гл. ред.) [и др.]. 2020. С. 223-225.
Темирова Ш.Г., Ташбекова Д.И. Соци-
ально-педагогические аспекты самостоятель-
ного обучения молодежи в образовательном
процессе. В сборнике: Инновационные подходы
в современной науке. Сборник статей по ма-
териалам LXXV международной научно-прак-
тической конференции. 2020. С. 40-43.
Хакимова С.Х. Совершенствование
нравственного и профессионального воспи-
тания будущих учителей. В сборнике: наука и
инновации - современные концепции. сборник
научных статей по итогам работы Между-
народного научного форума. Москва, 2020. С.
-11.
Ходжакулова Д.И.Реформы в сфере
образования - основной фактор в воспитании
гармонично развитого поколения. Academy.
№ 2 (41). С. 80-81.
Хасанов Ж.Ш. Роль национальных ценно-
стей в воспитании молодежи. опыт Узбекис-
тана. Наука и мир. 2016. Т. 3. № 2. С. 113-114.
Эрназарова С.Ш. Развития военно-
го образования в Республике Узбекистан. В
сборнике: современное экологическое состо-
яние природной среды и научно-практические
аспекты рационального природопользования.
IV Международная научно-практическая Ин-
тернет-конференция. ФГБНУ «Прикаспийский
аграрный федеральный научный центр Россий-
ской академии наук». 2019. С. 950-953.
Указ Президента Республики Узбекис-
тан. «О мерах по дальнейшему развития сфер
Хакимов Н.Х.
-Ш¡ЪБА 1-СЕКЦИЯ 1-SECTION
образования и воспитания, науки в новый пе-
риод развития Узбекистана». (Национальная
база данных законодательства, 07.11.2020 г.,
№ 06/20/6108/1483)
Утебаев Т.Т. Влияние педагогической
науки на непрерывное образование в Республике
Каракалпакстан. Наука и мир. 2020. Т. 1. № 6
(82). С. 69-70.
В Узбекистане потратят $100 млн на
улучшение дошкольного образования. https://
rossaprimavera.ru/news/653a7c8d.
Учителя русисты из Российской Феде-
рации начнут работать в школах Узбекистана
с 2021 года. https://uz.sputniknews.ru/society/
/15646700/Uchitelya-rusisty-iz-RFnachnut-
rabotat-v-shkolakh-Uzbekistana-s-2021-
goda-.html.
Шерматов Ш. Узбекистан должен вхо-
дит в число ТОП -30 стран мира по качества
образование. https://kun.uz/news/2020/12/19/
ozbekiston-2030-yilda-talim-sifati-boyicha-top-
talikka-kirishi-kerak-sherzod-shermatov.
Shaturaev, J. (2014). Comparative Study on Similarities and Differences of Teaching and Learning Process in Primary Schools in Indonesia and Uzbekistan (Doctoral dissertation, Universitas Pendidikan Indonesia). Indonesia: Universities Pendidikan.
Shaturaev, J. (2019). The importance of handwriting in education. International Journal of Advanced Research, 7(12), 947-954.
Shaturaev, J. (2021). ОБРАЗОВАНИЕ В ИНДОНЕЗИИ: ФИНАНСИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА И УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Архив научных исследований, 1(45). извлечено от https://tsue.scienceweb.uz/index.php/archive/article/view/4116
Бекимбетова Г.М., & Шатураев Ж.Н. (2021). ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ РАСЧЕТ ЧИСТОЙ ТЕКУЩЕЙ СТОИМОСТИ. The Scientific Heritage, (77-3), 14-21. doi: 10.24412/9215-0365-2021-77-3-14-21
Shaturaev, J. N., & Jumaev, H. S. (2019). Small Business, Innovation and Entrepreneurship. International Journal of Advanced Research, 7(11), 303-307.
Shaturaev, J. (2021). Financing and Management of Islamic (Madrasah) Education in Indonesia. Zeszyty Naukowe Politechniki Częstochowskiej Zarządzanie, 42(1), 57-65.
Shaturaev, J. (2021). A Comparative Analysis of Public Education System of Indonesia and Uzbekistan. Bioscience Biotechnology Research Communications, 14 (Special Issue (5)), 89–92.
Shaturaev, J., Iroda, J., Gulnoza, I., & Madina, R. (2020). Exploration Effects of Handwriting on Children’S Writing Progress. International Journal of Advanced Research, 8(9), 369-376.
Shaturaev, J. (2021). a Review of National Education System of Indonesia and Uzbekistan: Structure, Financing, Reforms. International Journal of Advanced Research, 9(02), 461-474.
Шатураев, Ж. Н., & Бекимбетова, Г. М. (2021). THE MAIN INDICATOR OF EFFICIENCY OF INVESTMENT PROJECTS-CALCULATION OF NET CURRENT VALUE. The Scientific Heritage, 3 (77), 14–21.
Shaturaev, J. (2021). A REVIEW OF NATIONAL EDUCATION SYSTEM OF INDONESIA AND UZBEKISTAN: Manuscript Info Abstract Introduction:-ISSN: 2320-5407. International Journal of Advanced Research, 9(02), 461-474.
Shaturaev, J. (2021). INDIGENT CONDITION IN EDUCATION AND LOW ACADEMIC OUTCOMES IN PUBLIC EDUCATION SYSTEM OF INDONESIA AND UZBEKISTAN . Архив научных исследований, 1(1). извлечено от http://journal.tsue.uz/index.php/archive/article/view/247
Shaturaev, J. (2021). УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФИНАНСИРОВАНИЕ И РЕФОРМЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ИНДОНЕЗИИ И УЗБЕКИСТАНА. Архив научных исследований, 1(1). извлечено от http://journal.tsue.uz/index.php/archive/article/view/240
Shaturaev, J. (2021). INDONESIA: SUPERIOR POLICIES AND MANAGEMENT FOR BETTER EDUCATION (Community development through Education). Архив научных исследований, 1(1). извлечено от http://journal.tsue.uz/index.php/archive/article/view/242
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2021 Архив научных исследований
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.